• mosobl.er.ru
  • Новости
  • Евгений Аксаков: 2020 год оказался тяжелым в сфере здравоохранения
16 июля 2020, 15:46

Евгений Аксаков: 2020 год оказался тяжелым в сфере здравоохранения

Депутат Московской областной Думы, член Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Евгений Аксаков отметил, что проблемы лекарственного обеспечения в Московской области перекликаются с проблемами, с которыми сталкивается любой субъект Российской Федерации. 

«В связи с переходом к обязательной маркировке и введением обязательной перерегистрации цен на лекарства, внесённые в перечень ЖНВЛП, из аптек исчез ряд жизненно необходимых препаратов: преднизолон, препараты для лечения муковисцидоза, антиретровирусные препараты для лечения ВИЧ, противосудорожные препараты. Иностранные поставщики уходят с рынка, а производство на отечественных площадках не было налажено», — сказал Евгений Аксаков. 

Он отметил, что по части препаратов были приняты экстренные меры: Минздрав России начал переговоры о возврате лекарств в страну, а также о локализации производства. Правительством РФ было принято распоряжение, разрешающее ввозить незарегистрированные противосудорожные и обезболивающие лекарства в Россию. До 2023 года, когда планируется запустить собственное производство этих препаратов, они будут закупаться за счёт средств резервного фонда. 

«Еще одна старая проблема — территориальный дисбаланс лекарственного обеспечения. У нас 84 субъекта федерации, где абсолютно разный уровень социально-экономического развития. И сегодня, живя в одной стране, люди получают лекарств в семь раз больше либо меньше, живя в различных регионах. Сохраняется разница между городом и селом, при том, что законодательно в вопросах обеспечения ФАПов и возможности реализации лекарственных препаратов на селе было сделано много», — прокомментировал депутат. 

Он подчеркнул, что, тем не менее, есть разница в доступности лекарственной помощи в рамках одной страны – при единой Конституции вроде бы, при равных правах для всех граждан. И решить эту проблему может только программа всеобщего лекарственного обеспечения. 

«Все, что сейчас меняется в правовом регулировании лекарственного обеспечения предпринимается для перехода в перспективе к лекарственному обеспечению не 20 % населения, как сейчас (только льготные категории граждан), а перехода к системе лекарственного возмещения для всего населения России. Для кого-то это возмещение на приобретенные ЛС составит 100 %, для кого то меньше. В целях обеспечения эффективного контроля качества ЛП, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией повсеместно в России внедряется национальная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных средств, — сказал Аксаков. — Это позволит  контролировать адресность движения препаратов, закупаемых за счет бюджета, расходы на их приобретение; проводить мониторинг ценообразования и предельных розничных цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП, оперативное планировать и управлять запасами и резервами препаратов на всех уровнях. Для населения это даст возможность с помощью персонального мобильного устройства лично проверить легальность приобретаемого (получаемого) лекарственного препарата (ЛП)».

В связи с введением национальной системы цифровой маркировки лекарств одной из частью ее реализации является необходимость решения текущих задач, к примеру:
– организация складов временного хранения ЛП до подтверждения отгрузки, при этом сроки ожидания отгрузки могут занимать от 1 до 5 дней. Отсюда вытекает необходимость максимально сократить время задержки выдачи препаратов из списка ЖНЛВП пациенту;
– коды маркировки для лекарств до 20 рублей код будет выдаваться бесплатно, при превышении этого порога - стоимость кода маркировки составляет 50 руб., что безусловно приведет к вымыванию из оборота дешевых, но необходимых и для отрасли здравоохранения и для пациентов препаратов. 
Возможные пути решения: 
– осуществление перехода от предельных надбавок, выраженных в процентах, к установлению предельных надбавок в натуральных и фиксированных показателях (рублях) с дифференциацией по ценовым группам; 
– введение рыночных механизмов стимулирования снижения цен на лекарства в условиях конкуренции.

Комитет по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики много внимания уделяет внимания вопросам лекарственного обеспечения системы здравоохранения и льготных категорий граждан в части своевременных закупок ЛП и в том числе закупок дорогостоящих лекарственных препаратов (ЛП) для лечения редких генетических заболеваний. При задержке государственных закупок, приобретение ЛП за свой счет для семьи становится невозможным в силу их высокой стоимости.

В частности, Комитетом разработано Обращение Московской областной Думы к Правительству РФ и в Государственную Думу РФ о необходимости включения заболевания спинальной мышечной атрофией (СМА) в перечень высокозатратных заболеваний, по которым осуществляется централизованная закупка лекарственных препаратов Министерством здравоохранения Российской Федерации. 

В России затраты первого года лечения препаратом «Спинраза» одного пациента составляют 48 млн. рублей (шесть инъекций). Со второго года лечения по 24 млн. рублей в год. В Московской области 43 ребенка страдают этим заболеванием и на обеспечение этих детей в бюджете области необходимо предусмотреть 2 млрд. руб. Если передать это полномочие на федеральный уровень и производить закупку централизовано, это позволит снизить закупочную стоимость и обеспечить пациентов без перебоев в лечении, тем более, что раннее лечение позволяет избежать инвалидизации пациентов. На заседании Московской областной Думы данное обращение принято и будет направлено в Правительство РФ и в ГД РФ.

Особое внимание в Московской области уделяется оказанию онкологической помощи и пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ).

C 2020 года должна была быть запущена программа лекарственного возмещения пациентам, перенесшим острые ССЗ и находящимся на диспансерном наблюдении. Механизм предполагал, что пациент сможет по рецепту получить препарат из утвержденного списка в любой аптеке. Для каждого МНН будет определена стоимость препарата, которую пациент не должен будет оплачивать, но если препарат обойдется дороже, придется доплатить. Затем аптека возмещает стоимость препарата в территориальном фонде ОМС или региональном органе здравоохранения. Минздрав даже утвердил в начале 2020 года список препаратов, которые войдут в эту программу. Но угроза массового распространения Covid-19 внесла свои коррективы и практически оказание плановой медицинской помощи сократилось. По мере выхода из пандемии необходимо вернуться к системе лекарственного возмещения. 

Переход к системе лекарственного возмещения от жесткого государственного регулирования цен необходим, хотя в условиях развития пандемии как раз жесткий подход к регулированию ценообразования, который позволил остановить неконтролируемый рост цен на определенные ЛС, показал свою значимость и своевременность. Из этого можно сделать вывод, что необходимо применять различные механизмы государственного регулирования в зависимости от конкретной ситуации и делать систему лекарственного обеспечения более гибкой. 

Основные меры, которые предстоит решить в ближайшей перспективе следующие:

– завершить внедрение национальной системы мониторинга движения лекарственных препаратов;

– реализовать создание федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированным лечебным питанием, что позволит навести порядок в этой сфере и проследить за тем, чтобы каждый льготник получил необходимые ему медикаменты;

– внедрение программы всеобщего лекарственного обеспечения в РФ, которая предусматривает обеспечение бесплатными (или с 50% скидкой) лекарственными препаратами (ЛП) в амбулаторных условиях по рецепту врача всего населения, а не только отдельных категорий граждан (для чего потребуется дополнительное увеличение государственного финансирования на 250-300 млрд руб. ежегодно);

– обоснование оптимальной доли расходов по основным группам ЛП, в том числе увеличение расходов на оказание инновационных персонифицированных методов лечения с проведением персонифицированных методов диагностики;

– разработка регуляторных механизмов, обеспечивающих вывод на рынок ЛП с доказанной эффективностью и безопасностью;

– оптимизация методики регистрации ЛП (устранение избыточных требований, внедрение ускоренных процедур) и их ценообразования (обеспечение приемлемой маржинальности и внедрение новых схем закупки для инновационных лекарств);

– принятие мер, которые сбалансируют действующие меры поддержки закупки ЛП отечественных производителей («третий лишний»), с необходимостью обеспечения пациентов качественными и безопасными ЛП;

– обеспечение мер рационального и безопасного применения ЛП в медицинских организациях, в том числе внедрение формулярной системы и решение вопросов применения ЛП «off-labеl»;

– принятие мер по разработке отечественных субстанций, поддержки обеспечивающих фармацевтическую промышленность отраслей – химической промышленности, производства лабораторного оборудования и др.;

– повышения качества подготовки и повышения квалификации фармацевтических кадров;

– разработки методики приоритизации научных исследований, исходя из среднесрочных и долгосрочных потребностей здравоохранения, а также программы управления Национальной лекарственной политикой – от инициации НИР до внедрения в практику.

Ссылка для блогов