Карта сайта
23 декабря 2015, 11:01

Грызлов о реализации Послания президента

Выступление председателя Высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова на заседании Бюро Высшего совета Партии

Уважаемые коллеги!

3 декабря президент РФ Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию. На прошлой неделе, как Вы знаете, состоялась Большая пресс-конференция Владимира Владимировича, где также затрагивались важнейшие вопросы.

Мы все следили за этими событиями, так что пересказывать их в этой аудитории не нужно. Сосредоточимся на главном.

Во-первых, «Единая Россия» – пропрезидентская партия. Это прямо записано в нашем действующем программном заявлении. Поэтому задачи, сформулированные в Послании, являются для нас руководством к действию.

Работа по реализации положения Послания, в значительной мере, уже развёрнута. Я знаю, что в Государственной Думе подготовлен соответствующий план законодательной работы, состоящий из 97 пунктов. Причём по некоторым задачам, в том числе социально значимым – таким, как продление программы материнского капитала – сроком выполнения значится декабрь 2015 года.

При реализации Послания важна «инициатива снизу». В ней должно принимать участие как можно больше людей. В этом смысле особо востребована деятельность Совета Законодателей. В следующем году  основная нагрузка по координации его работы ложится на Совет Федерации. Подготовлен план работы Совета Законодателей на следующий год. Там содержатся и пункты, прямо перекликающиеся с Посланием. Это, в частности, вопрос о законодательных мерах по недопущению злоупотреблений в сфере закупок. Учитывая, что закупки государственных институтов составляют порядка 9 трлн. рублей из бюджетов всех уровней, а связанных с государством институтов развития и компаний – ещё порядка 15 трлн. рублей, данная проблема имеет для развития реального сектора исключительное значение.

В то же время мы понимаем, что инициативы Законодательных Собраний часто требуют определённой экспертизы. Здесь, я считаю, Партия должна сыграть свою роль, ориентируя наши фракции в регионах именно на решение задач, связанных с Посланием и планом работы Совета Законодателей.

О регионах хотелось бы сказать особо. В Послании Владимир Владимирович говорил о необходимости развития экономики субъектов федерации. Речь шла про специальные инвестиционные контракты, про возможность регионов предоставлять налоговые льготы, про регулирование в этой связи межбюджетных отношений. Я знаю, что многие губернаторы позитивно откликнулись на эти инициативы.

Я понимаю, что работа над планами по реализации Послания в этой части проведена уже большая. Однако чтобы этот инструмент заработал действительно эффективно, необходимо решить две задачи. Я предлагаю их рассмотреть и обсудить.

Первое – доработать уже принятый закон, устранив оттуда избыточные ограничения для потенциальных инвесторов. Напомню: на заседании президиума Государственного совета в ноябре прямо говорилось, что их там всё ещё достаточно много. Проблема, таким образом, даже шире, чем необходимость снижения налога. Мы должны «найти и обезвредить» всё, что мешает активному использованию этих инструментов промышленной политики.

Второе. Как Партия, присутствующая во всех субъектах федерации, мы должны стимулировать регионы к применению данных инструментов, к реальному использованию инвестиционных стимулов и льгот.

Мы также с вами понимаем, что работа Партии шире, чем деятельность её депутатов. Поэтому реализация Послания не может сводиться лишь к законодательству. Мы обязаны ориентировать наши первичные организации, представителей в муниципалитетах и регионах на решение и остальных задач, о которых говорил президент.

В первую очередь это касается всего, что связано с выборами. Мы с вами находимся в преддверии Нового года, но новый политический год уже идет – он начался в сентябре. Завершиться же он должен формированием Государственной Думы. И от того, как пройдёт этот процесс, и от его результатов зависит очень многое.

Президент, как вы помните, прямо говорил о выборах в Послании. Во-первых, он призвал сохранять сплочённость общества. Во-вторых – «обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их твёрдую легитимность». Наконец, в-третьих, речь шла о борьбе с коррупцией и её включении в программные документы.

Кстати, замечу, что сегодня мы не планируем подробно обсуждать их. Но такая работа соответствующей группой ведётся. Поэтому я предлагаю посвятить рассмотрению вопроса о подходах Партии к программным документам наше предсъездовское мероприятие, положив его в основу повестки дня. Здесь, конечно, особое значение будет иметь позиция Председателя Партии.

В целом, убежден, нам нужна конкретная, понятная людям программа с четкими задачами и ответственными за их выполнение. Программа, которая способна служить своего рода прогнозом, на которую могут ориентироваться предприятия, семьи, конкретные люди. Ведь им, зачастую, важны не столько сегодняшние цифры, сколько стратегическая перспектива. Убеждён, что на первом этапе Съезда мы дадим старт этой работе.

«Единя Россия» уже предприняла, как вы знаете, ряд шагов, направленных на решение сформулированных президентом задач. Партия предъявляет к своим кандидатам даже более жёсткие требования, чем законодательство. Так, уже на этапе предварительного голосования наши кандидаты должны отчитаться об отсутствии иностранных активов. Это позволяет говорить и о повышении доверия к результатам выборов, и о борьбе с коррупцией.

Убеждён, что люди данный подход поддержат. И мы, таким образом, сформируем «парламент с российским лицом», не обременённым зарубежными счетами.

Кроме того, мы с вами обязаны ориентировать кандидатов и штабы «Единой России» на предстоящих выборах на такой стиль ведения кампании, который будет соответствовать сформулированным президентом в Послании задачам. Люди должны видеть честную и прозрачную борьбу, в том числе на стадии предварительного голосования. Недопустим популизм, способный нарушать общественное согласие.

Наконец, дискуссии должны быть корректными. Голосование не должно превращаться в «битву компроматов». Напротив, выборы призваны обеспечить конкуренцию программ. Тогда и избраны будут настоящие профессионалы, реально способные решать проблемы страны. Проще говоря, это должны быть разумные выборы: выборы для думающего избирателя.

Если мы этого добьёмся, Федеральный организационный комитет, как рабочий орган, сможет по результатам предварительного голосования подготовить действительно качественные решения, достойные поддержки Съезда.

Нам с вами необходимо обсудить и вопрос о мониторинге исполнения Послания. Я, будучи председателем Государственной Думы, ставил вопрос о создании механизма об использовании земель, принадлежащих нерадивым собственникам. Такой закон принимался ещё в 2007 году. Но мы видим, что проблема правоприменения остаётся: дела по фактам неэффективного использования становятся жертвами разного рода «схем» и в конце концов разваливаются.

Чтобы впредь не допускать такого, на решении ключевых задач Послания необходимо сосредоточить усилия наших партийных проектов. В данном случае, очевидно, речь идёт про проект «Российское село».

Вообще, на мой взгляд, большинство задач, сформулированных в Послании, уже имеют потенциальных исполнителей среди наших партийных проектов. Это относится к дошкольному и школьному образованию; борьбе с коррупцией; реализации национальной технологической инициативы и программ в сфере информационных технологий; и многому другому.

Сегодня мы должны заслушать доклад об исполнении партийных проектов. Считаю, что на этой основе необходимо ставить вопрос о том, как сориентировать их на решение задач, сформулированных президентом в Послании.

Тем не менее, остаются отдельные вопросы, на которые стоит взглянуть особо, поскольку они могут не вписываться в существующий набор партийных проектов. Так, в послании президентом поставлена задача: «Начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства».

Данная инициатива заслуживает широкой общественной поддержки. Причём не только в России, но и в Китае, и в других государствах-участниках.

Поэтому, считаю, мы должны рассмотреть возможность создания нового партийного проекта с рабочим названием «Амурский диалог». Речь идёт о создании площадки, которая способна объединять экспертов и общественных деятелей не только России, но и всех наших стран, заинтересованных и готовых участвовать в интеграционных проектах на пространстве Евразии. В Китае мы провели хорошую встречу c членом постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Лю Юньшанем, где такая идея получила поддержку. Необходимо выстраивать гуманитарные и интеллектуальные связи; вместе искать решения общих проблем и ответы на общие же вызовы.

Задача чрезвычайно важная. Особенно – в нынешней международной ситуации.

В Послании президент также акцентировал наше внимание на необходимость усиления работы с гражданским обществом, использовании его инициатив для развития социальной сферы. Это чрезвычайно важно.

В то же время мы понимаем: инициативы могут быть самими разными. Они не всегда вписываются в логику уже существующих партийных проектов. Тем не менее, мы не вправе терять их. Поэтому, считаю возможным рассмотреть ещё одну партийную инициативу – по поддержке гражданских инициатив (с рабочим названием «Гражданская солидарность»).

В целом, партийные проекты призваны на данном этапе стать важным инструментом в реализации положения Послания. Поэтому, убежден, работу в данном направлении необходимо ставить на системную основу.

Ключевые слова: Грызлов, послание-2015
Ссылка для блогов