Парки и фруктовые сады станут «зелеными щитами» российских городов
Мониторинговая группа «Зеленый щит» проанализировала реализацию проектов и по развитию зеленых насаждений российских городов и планов по улучшению экологической ситуации в регионах. К партийному мониторингу подключились общественники, гражданские активисты, представители профессиональной среды. Результатом этой работы в регионах стало появление «зеленых патрулей», решения о восстановлении «щитов» из лесов и фруктовых садов и разработка подходов к сохранению благоприятного состояния окружающей среды.
Итоги работы мониторинговой группы были подведены в среду, 24 августа, в ходе Форума по итогам проведения мониторинга правоприменительной практики федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» («Зеленый щит») в Ульяновске.
«Единая Россия» запустила мониторинг правоприменительной практики четырех социально значимых законов в июле 2016 года. Помимо закона о «зеленом щите», под партийный контроль попали законы о торговле, изъятии неиспользуемых земель сельхозназначения и поправки в Лесной кодекс, призванные сохранить лесное богатство России. Результатом этой работы станут доклады президенту и премьер-министру России с характеристикой ситуации по направлениям и в случае необходимости - перечнем предложений по совершенствованию законодательства и дополнительных мерах, необходимых для повышения эффективности его работы.
Как сообщил в своем выступлении руководитель мониторинговой группы «Зеленый щит», первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, мониторинге реализации закона о «зеленом щите» принимают участие 35 регионов страны. С начала работы региональных мониторинговых групп прошло уже более ста заседаний и выездных мероприятий, в которых принимали участие экологи, общественные активисты, представители местных властей и надзорных органов.
«Большинство мониторинговых групп провели анализ, какие проекты по развитию зеленых насаждений как элемента «зеленого щита» были реализованы, и какие планы есть в регионах по улучшению экологической ситуации в крупных городах. Был налажен диалог с гражданами, чтобы выслушать, какие у них есть идеи по развитию «лесной защиты». Во многих регионах открыты для населения «горячие линии». Мониторинговые группы изучили ходатайства о создании защитных лесов», - рассказал Гутенев.
По словам депутата, в Тольятти результатом работы мониторинговой группы стало появление «Экологического патруля», в задачи которого вошли обходы лесопарковых зон вместе с пожарными и лесниками на предмет не только выявления очагов огня, но и незаконной хозяйственной или строительной деятельности в лесу. «В Курске решили восстановить окружавшее когда-то город кольцо лесов и фруктовых садов, от которого сейчас остались лишь зеленые островки», - добавил руководитель мониторинговой группы.
Он обратил внимание на то, что в Ростове-на-Дону также обсуждают возможность расширения «Зеленого щита». «Здесь приступили к инспектированию состояния зеленых насаждений в донских муниципалитетах и на «горячую линию» принимают информацию о фактах, негативно влияющих на экологическую ситуацию в регионе», - подчеркнул парламентарий.
«В Нижнем Новгороде кроме мониторинга территорий, которые могут войти в состав «зеленого щита», отслеживают исполнение запрета передачи лесопарковых зон под строительство коттеджных поселков и анализируют проекты точечной застройки, чтобы не пострадали городские парки», - констатировал Гутенев.
Он добавил, что большинство регионов столкнулись с необходимостью завершения процедуры перевода лесных земель в муниципальную собственность, что позволит в полной мере возложить на городские власти ответственность за содержание лесов, включая обеспечение противопожарной безопасности, контроль санитарного состояния леса и воспрепятствование застройке его территории.
Гутенев рассказал также, что в результате проделанной мониторинговой группой работы был выявлен целый комплекс хронических системных проблем, не решаемых на протяжении десятков лет. Среди них - неупорядоченный рост градостроительной активности, включая как точечные застройки, так и экстенсивную многоэтажную, малоэтажную и коттеджную застройку новых площадей - лесов и бывших сельскохозяйственных угодий.
Кроме того, по словам Гутенева, в ходе благоустройства городских территорий и лесохозяйственных мероприятий происходит резкое снижение защитных качеств лесных экосистем и зеленых насаждений в городах.
Руководитель мониторинговой группы подчеркнул, что в ходе работы в рамках мониторинговой группы ее экспертам удалось выделить четыре основных типа регионов, на территории которых отмечается сильное отрицательное воздействие на природу. «Соответственно, выработано и четыре различных подхода к сохранению благоприятного состояния окружающей среды», - сказал он.
«В частности, есть регионы, расположенные в лесных зонах в целом с благополучными природными условиями, на территории которых находятся быстрорастущие города. Основной экологической проблемой данных регионов является сильная экстенсивная урбанизация, которая провоцирует вырубку лесов», - отметил Гутенев. Он считает, что основой подхода к сохранению благоприятного состояния природной среды в таких регионах должно стать поддержание естественной способности лесных угодий и водных объектов к самовосстановлению и самореабилитации.
Гутенев отметил, что таким же образом проанализированыи другие группы регионов с определением мер сохранения окружающей среды.
В заключение Гутенев подчеркнул, что мониторинговым группам необходимо организовать с участниками Общественной палаты и экологами общественное обсуждение создания и сохранения зеленых поясов. «Безусловно, надо нам также взять под контроль формирование реестра разрешенной деятельности в лесопарковых зонах, а также создание и работу института общественных природоохранных инспекторов», - сказал парламентарий.