Московская область - в числе наиболее активных участников мониторинга доступности школьной среды
23 ноября в ЦИК Партии прошло селекторное совещание с региональными представителями в рамках реализации партийного проекта «Единая страна - доступная среда». От Подмосковья в заседании в режиме видеосвязи приняли участие: первый заместитель министра социального развития Московской области Надежда Ускова, представители общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и сотрудники исполкома МОРО партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Член Регионального политсовета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель председателя комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, руководитель партийного проекта «Единая страна – доступная среда» Михаил Терентьев сказал: «Чтобы понять степень доступности школ для детей-инвалидов, партийный проект «Единая страна - доступная среда» провел специальный мониторинг». Его целью было выявить наличие специальных условий для особенных учеников. Выводы, сделанные по итогам рейдов, послужат для дальнейшего развития доступной среды в общеобразовательных учреждениях России.
Так, Терентьев рассказал о нарушениях, выявленных в региональных школах при оборудовании доступной среды. Чаще всего – это неправильно установленные пандусы и тактильная плитка для слабовидящих.
«Что делать с действующими школами? Мне кажется, по итогам мониторинга можно сделать такой вывод: при формировании градостроительной концепции полностью доступных школ необходимо консультироваться с общественными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, привлекать специалистов. Комплексный подход требуется для создания и адаптации школ, и, мне кажется, важно на стадии проектирования и строительства думать о том, чтобы и типовой проект был доступен для людей с инвалидностью», – отметил Терентьев.
Этот аспект станет одной из составляющих комплексного партийного контроля, который распространится на каждый проект новой школы, заявленный на участие в правительственной программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». В завершении совещания парламентарий отметил регионы, наиболее активно участвовавшие в проведении мониторинга. Среди них названа и Московская область. Депутат Государственной Думы, член Президиума политсовета Московского областного отделения «ЕДИНОЙ РОССИИ» Владимир Вшивцев поднял проблему подготовки преподавателей для обучения детей-инвалидов.
Подробнее о том, как прошел мониторинг в Подмосковье, на селекторном совещании рассказала заместитель председателя Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов Светлана Терехина. Мониторинг проводился с 7 по 13 октября в 51 муниципальном образовании региона. Было проверено 145 школ и 1 детский сад. Это те учебные учреждения, где в 2013 - 2014 гг. создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. В состав 51 экспертной мониторинговой группы вошли активисты местных отделений Партии, молодогвардейцы, эксперты Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов, сотрудники муниципальных органов социальной защиты населения и образования.
«Школы продемонстрировали готовность образовательных организаций к приему для обучения детей разной форм инвалидности. Проведены ремонтные работы, дополнительно закуплено необходимое оборудование для инклюзивного образования детей-инвалидов», – рассказала она.
В ходе мониторинга внимание уделялось и наличию специальных маркировок, табличек, пиктограмм и других элементов, необходимых для передвижения и обучения. Так, закупленное оборудование практически во всех школах используется по назначению и находится в рабочем состоянии.
«При этом, во время проверки лицея № 6 в Химках обнаружено, что не все полученное оборудование установлено. Принято решение, что выполнение этой задачи будет находиться под личным контролем муниципального руководителя партпроекта «Доступная среда» Михаила Диктованного. В городском округе Королев в школе №13 отсутствует поручень на пандусе, ступеньки главного входа не выделены ярким цветом. В гимназии «Российская школа» – перила и ступеньки главного входа не выделены ярким цветом. В МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей отсутствует пандус и кнопки вызова персонала», – привела пример Терехина.
В ряде образовательных учреждений, по ее словам, необходимо покрасить ступени лестниц в желтый цвет, на двери приклеить желтые кружки и ленты для слабовидящих детей.
«В целом, эксперты отметили, что все мероприятия по оснащению школ необходимым оборудованием выполнены, согласно плану. Входы в здания оснащены специализированными парковками, пандусами с поручнями, яркой маркировкой на ступенях и дверях. Помещения, в том числе санитарные узлы, оформлены с учетом всех возможных потребностей посетителей для визуального, слухового и тактильного восприятия. На случай, если все же человеку с ограниченными возможностями необходима помощь, здания оснащены беспроводной системой вызова персонала», – отметила она.
По мнению участников мониторинга, те изменения, которые были произведены в ряде подмосковных школ в процессе реализации программы «Доступная среда», позволяют повысить качество образовательного процесса, и создают комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями.
Для справки: 16 октября 2015 г. в Государственной Думе ФС РФ состоялось заседание рабочей группы партийного проекта «Единая страна – доступная среда». В ходе совещания его участники разработали ряд предложений и рекомендаций Правительству Московской области:
1. Проанализировать проекты типовых зданий строящихся школ на предмет создания доступной среды для инвалидов. Обсуждение данных проектов проводить с участием экспертов организаций инвалидов с разными видами заболеваний.
2. Создать Межведомственный совет по проблемам детей с ограниченными возможностями, в состав которого ввести родителей детей-инвалидов и учитывать их предложения при создании условий безбарьерной среды в образовательных организациях Московской области.
3. Проанализировать методику (процедуру) формирования мероприятий на предмет создания доступности (учитывать мнения руководителей общеобразовательных организаций, экспертных сообществ, родительской общественности).
4. Создать при общественных палатах муниципальных образований и Общественной палате Московской области Общественные советы по делам инвалидов.
5. Создать рабочие места для учителей-инвалидов.
6. Включить в программу переподготовки учителей тематические лекции по работе с детьми с различными формами заболеваний.